1.Информация о реализуемых уровнях образования в Бюджетном учреждении, формах обучения, нормативных сроках обучения

Уровень образования

Дошкольное образование

Форма обучения

Очная

Нормативный срок обучения

до 4 лет

2. Информация о сроке действия государственной аккредитации (при наличии государственной аккредитации

Государственная аккредитация

не предусмотрено законодательством РФ согласно ст.92 п.1 ФЗ «Об образовании в РФ»

3. Особенности организации образовательного процесса

Образовательный процесс осуществляется на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее - АООП)на русском языке.

Соотношение обязательной части Адаптированной основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как 60% и 40%.

Адаптированная основная общеобразовательная программа разработана в соответствии:

с международными правовыми актами:

  • Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР от 15.09.1990);
  • Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1286 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959)

Законами РФ и документами Правительства РФ:

  • ст.30 Конституция РФ ст.7, 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
  • «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (с изм. и доп.);
  • «Национальная доктрина образования» (одобрена постановлением Правительства РФ от 30.06.2000 г.);

Документами Федеральных служб:

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26);

Нормативно-правовыми документами Минобразования России:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014
  • «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие,

- познавательное развитие,

- речевое развитие,

- художественно-эстетическое развитие,

- физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.

Во всех группах МБДОУ «Детский сад №401» осуществляется образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н.В.Нищевой, 2015г.

В соответствии с ФЗ «Об образовании» организация образовательного процесса в Бюджетном учреждении регламентируется учебным планом и расписанием занятий.

В структуре учебного плана выделяется инвариантная (базовая) и вариантная (модульная) части. Инвариантная часть состоит из федерального и национально-регионального компонента и реализуется через непосредственно-образовательную деятельность. Вариантная часть формируется Бюджетным учреждением и реализует непосредственно-образовательную деятельность по выбору.

Нормы и требования к нагрузке детей, а также к планированию учебной недельной нагрузки определяются санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы.

В учреждении используются программы, которые соответствуют государственным образовательным стандартам и утверждаются в установленном порядке и допускаются к внедрению на основании решения Педагогического совета учреждения.

Информация об описании образовательной программы

МБДОУ «Детский сад № 401» г.о. Самара реализует Адаптированную основную общеобразовательную программу, разработанную с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), ОП «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой по реализации образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», а также Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н.В.Нищевой по реализации образовательной области «Речевое развитие».

Адаптированная основная общеобразовательная программа обеспечивает образовательную деятельность в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, где она обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №401» городского округа Самара (далее - МБДОУ «Детский сад №401») является по виду детским садом компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи).

К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с общим недоразвитием речи различного генеза.

Задачи образовательного процесса

  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • воспитание с учётом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи: общее недоразвитие речи (ОНР).

Цель - построение системы коррекционно-развивающей работы в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников.

Задачи:

1. Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

2. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, формирование оптимистического отношения детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться.

3. Обеспечение позитивного эмоционально-личностного и социально- коммуникативного развития.

Главная идея программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).

Реализуемые парциальные программы

В МБДОУ «Детский сад №401» г.о.Самара реализуется программа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Мы живем в России». Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. – М.: «Издательство Скрипторий 2003, 2007г.

Программа рассчитана на 3 года и предназначена для работы с детьми в средней, старшей и подготовительной группах.

Цели и задачи реализации вариативной (учрежденческой) части Программы по гражданско-патриотическому воспитанию:

  • Цель – воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
  • Задачи:

- формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;

- формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

- формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;

- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слова;

- воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.


Отчет по результатам самообследовании за 2019 год

Адаптированая основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Аннотация к рабочим программам дисциплин

Рабочая программа педагога-психолога Аглиуллиной Р.Р.

Рабочая программа педагогов подготовительной группы №4

Рабочая программа педагогов старшей группы №1